Выявлены основные трудности и барьеры исследовательской деятельности студентов; проанализированы организационно-педагогические условия формирования исследовательских компетенций; обоснованы подходы к конструированию образовательных технологий, способствующих эффективному развитию исследовательских компетенций у будущих специалистов.
научно-исследовательская компетенция, исследовательская деятельность, ценностные и познавательные барьеры, потребности в непрерывном образовании и саморазвитии, интеллект-карты, развивающая ситуация, индивидуальные стили интеллектуальной деятельности, scientific research competence, research activities, value and cognitive barriers, need for continuing education and self-development, mind maps, developing situation, individual intellectual styles
1. Гончарук, Н. П. Интеллектуализация инженерного образования / Н.П.Гончарук. - Казань: РИЦ «Школа», 2008. - 160 с.
2. Гончарук, Н. П. Развитие интеллектуальной компетентности и профессиональной мобильности научно-педагогических кадров в условиях информационного общества. / Н.П.Гончарук. - Казань: Изд-во МОиН РТ, 2011. - 224 с.
3. Шестак, В.П. Формирование научно-исследовательской компетенции и «академическое письмо»./ В.П.Шестак, Н.В.Шестак // Высшее образование в России. - 2011. - №11. - С. 115-119.
4. Гончарук, Н.П. Использование психодиагностики в процессе интеллектуально-развивающего обучения./ Н.П.Гончарук, Г.С.Сагдеева // Вестник казанского технологического университета. -2010. - №12. - С. 107-111.
5. Гончарук, Н.П. Психолого-педагогические проблемы формирования интеллектуальных структур / Н.П.Гончарук. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-т, 2006. - 188 с.
6. Шакуров, Р.Х. Эмоции. Личность. Деятельность. / Р.Х.Шакуров. - Казань: Центр инновационных технологий, 2002. - 180 с.
7. Гончарук, Н.П. Культура умственного труда: Учебное пособие. / Н.П.Гончарук. - Казань: Изд-во МОиН РТ, 2011. - 224 с.
8. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен.- 5-е изд. - Минск: «Попурри», 2008. -304с.
9. Гончарук, Н.П. Интеллектуализация инновационного образовательного процесса: учебное пособие. / Н.П. Гончарук. - Казань: РИЦ «Школа», 2008. - 196 с.
10. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. / В.В.Сериков - М.: Логос, 1999. -272 с.
11. Гончарук, Н.П. Формирование профессиональной мобильности будущих инженеров в образовательном процессе вуза./Н.П.Гончарук, Е.И.Хромова // Вестник казанского технологического университета. - 2012. - №13. - С.274-279.
12. Халперн, Д. Психология критического мышления. / Д.Халперн - СПб.: Изд-во Питер, 2000. - 512 с.
13. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. / М.А.Холодная - СПб.:Питер, 2002. - 272 с.
14. Выготский, Л.С. Мышление и речь./ Л.С.Выготский.-М.: Лабиринт,1996. -415 с.
15. Сагдеева, Г.С. Организация и проведение научно-исследовательской работы студентов в процессе обучения: Учебное пособие / Г.С.Сагдеева, Р.Р.Хайдаров. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-т, 2009. - 60 с.
16. агдеева, Г.С. Развивающая ситуация как важное условие саморазвития /Г.С.Сагдеева// Материалы межд. конференции «Актуальные проблемы развития современного общества» - Саратов: ИЦ «Наука», 2010. - С.107-110.
17. Сагдеева, Г.С. Способы конструирования интеллектуально-развивающей ситуации средствами учебно-предметной деятельности/Г.С.Сагдеева//Педагогическое образование и наука. - Москва, 2011.-№8.-С.56-61.
18. Sternberg, R.J.& Grigorenko, E.L. (2000):Teaching for successful intelligence. Arlington Heights, IL: Skylight.
19. Glaser R. (1984) Education and thinking: The role of knowledge.// Amer. Psychologist. - V.39 (2). - P.93-104