Рассмотрены понятия «электронное обучение», «обучение с использованием компьютера», «компьютеризированное обучение», «обучение с использованием Интернета», «обучение с использованием веб-технологий», «дистанционное образование». Показаны преимущества компьютеризированного обучения и трудности его внедрения в образовательный процесс. Раскрыты особенности современного этапа развития электронного образовани и их теоретические предпосылки. Рассмотрены возможности использования виртуальных учебных лабораторий в подготовке инженеров для полимерных производств.
электронное обучение, виртуальная химическая лаборатория, e-learning, virtual chemistry laboratory
1. Honeyman, M. Agriculture distance education: A valid alternative for higher education? / M. Honeyman, G. Miller // Proceedings of the 20th Annual National Agricultural Education Research Meeting. - 1993. - P. 67-73.
2. Шляхтина, С. Перспективы развития дистанционного обучения в мире и в России / С. Шляхтина // КомпьютерПресс. - 2006. - № 1. - С. 114-117.
3. Allen, I. E. Staying the Course: Online Education in the United States / I. E. Allen, J. Seaman. - Needham MA: Sloan Consortium. 2008 (http://www.tonybates.ca/2008/11/24/staying-the-course-online-education-in-the-united-states-2008/).
4. Ambient Insight Research / - Monroe WA, 2009.
5. Allen, I. E. Staying the Course: Online Education in the United States / I. E. Allen, J. Seaman. - Needham MA: Sloan Consortium. 2008 (http://www.tonybates.ca/2008/11/24/staying-the-course-online-education-in-the-united-states-2008/).
6. Nipper, S. Third Generation Distance Learning and Computer Conferencing / S. Nipper // Mindweave: Communication, Computers and Distance Education. - Oxford: Pergamon, 1989. - Р. 63-73.
7. Stahl, G. Computer-supported collaborative learning: An historical perspective / G. Stahl, T. Koschmann, D. Suthersт// Cambridge handbook of the learning sciences. - Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2006. - Р. 409-426.
8. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский // Л. С. Выготский. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - С. 11-181.
9. Выготский, Л. С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением / Л. С. Выготский // Л. С. Выготский. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М.-Л.: Госучпедгиз, 1935. - С. 33-52.
10. Stahl, G. Building collaborative knowing: Elements of a social theory of CSCL / G. Stahl //What we know about CSCL: And implementing it in higher education. - Boston, MA: Kluwer Academic Publishers, 2004. - Р. 53-86.
11. Stahl, G. Contributions to a theoretical framework for CSCL / G. Stahl // Computer support for collaborative learning: Foundations for a CSCL community. Proceedings of CSCL 2002. - Boulder, CO: Lawrence Erlbaum Associates, 2002. - Р. 62-71.
12. Moodle (https://moodle.org/about/).
13. Осипов, П. Н. Организация производственных практик с позиции освоения квалификаций, сопутствующих специальности / П. Н. Осипов, А. В. Якубова // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - № 8. - С. 463-466.
14. Торкунова, Ю. В. Мониторинг качества образовательных инноваций при подготовке инженеров по профилю «Технология и переработка полимеров» / Ю. В. Торкунова // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - № 10. - С. 272-277.
15. Зайцева, О. Н. Виртуальная составляющая информационно-компьютерной подготовки бакалавров по направлению химическая технология (технология полимерных и композиционных материалов) / О. Н. Зайцева // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - № 5. - С. 238-240.
16. Соловов, А. В. Виртуальные учебные лаборатории в инженерном образовании / А. В. Соловов // Индустрия образования. Вып.2. - М.: МГИУ, 2002. - С. 386-392.
17. Соловов, А. В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке / А. В. Соловов // Высшее образование в России. - 1995. - № 1. - С. 31-36.
18. Копытина, И. В. Информационные технологии дистанционного обучения / И. В. Копытина // Вестник КАСУ. - 2008. - № 1 (http://www.vestnik-kafu.info/journal/13/501/).
19. Соловов, А. В. Виртуальные учебные лаборатории в инженерном образовании / А. В. Соловов // Индустрия образования. Вып. 2. - М.: МГИУ, 2002. - С. 386-392.
20. Dalgarno, В. Effectiveness of a Virtual Laboratory as a preparatory resource for Distance Education chemistry students / B. Dalgarno, A. G. Bishop, W. Adlong, R. Danny, Jr. Bedgood // Computers & Education. - 2009. - № 53(3): - Р. 853-865.
21. Копытина, И. В. Информационные технологии дистанционного обучения / И. В. Копытина // Вестник КАСУ. - 2008. - № 1 (http://www.vestnik-kafu.info/journal/13/501/).