Статья анализирует потенциал учебников, написанных совместно сторонами конфликта и представителями различных этических групп, в разрешении социальных конфликтов. Изучение мирового опыта в написании и использовании учебников, объединяющих позиции конфликтующих сторон, свидетельствует о позитивном влиянии подобных учебников на преодоление конфликтных стереотипов. Статья основана на авторском исследовании совместного Израильско-Палестинского проекта PRIME -”Учебника двух историй” . Приведены выводы и рекомендации для использования изученного подхода в отечественных условиях.
учебник, конфликт, трансформация конфликта, textbook, conflict, conflict transformation
1. Lederach, J.P. Building Peace: Sustainable Reconciliation in Divided Societies / J.P. Lederach. - Washington, D.C.: U.S. Institute of Peace, 1997. - 197 c.
2. Bar-Tal D. Israeli-Jewish Narratives of the Israeli-Palestinian Conflict: Evolution, Contents, Functiond, and Consequences / D. Bar-Tal, G. Salomon // Israeli and Palestinian Narratives of Conflict: History's Double Helix, ed. Robert I. Rotberg. - Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press, 2006.
3. Pingel F. UNESCO guidebook on textbook research and textbook revision / F.Falk //Paris: UNESCO, ED-99/WS/27. 1999 (http://unesdoc.unesco.org/images/00/0071/7188e.pdf).
4. Kitson A. History Teaching and Reconciliation in Northern Ireland / A.Kitson // Teaching the Violent Past: History, Education and Reconciliation., ed. Elizabeth A. Cole. - Plymouth UK: Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 2007.
5. Firer R. The Gordian Knot Between Peace Education and War Education / R. Frirer // Peace Education: The Concept, Principles, and Practices Around the World, eds. Gavriel Salomon, Baruch Nevo. - Mahwah, New Jersey, London: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 2002.
6. McGlynn С. Moving out of conflict: The contribution of integrated schools in northern Ireland to identity, attitudes, forgiveness and reconciliation / C. McGlynn // Journal of Peace Education. - 2004. -N 1, (2)
7. Georg-Eckert Institute fur Internationale Schulbuchforschung (http://www.gei.de/index.php?L=1&id=30).
8. Bader K. Interview by Aleksandra Kuznetsova, Ambassador's Hotel, Jerusalem, October 22, 2008.
9. Adwan S. Interview by Aleksandra Kuznetsova, University of Bethlehem, September 19, 2008.
10. Zuke R. Interview by Aleksandra Kuznetsova, Tel Aviv, November 16, 2008.
11. Волович Л.А. Профессиональное образование в контексте интеграции науки, гуманитарного образования, производства и компетентного общественного мнения / Л.А. Волович // Вестн. Казанского технологического ун-та. - 2012. - № 8. - С.430-433.
12. Пивкин С.Д. Саморазвитие языковой личности в условиях многоязычия / С.Д. Пивкин С.Д., Н.Ш. Валеева, Р.Х. Шакуров // Вестн. Казанского технологического ун-та. - 2012. - № 8. - С.474- 478.
13. Салагаев А.Л. Республика Татарстан: Социокультурный портрет в динамике развития / А.Л. Салагаев, С.А. Сергеев, Л.В. Лучшева // Вестн. Казанского технологического ун-та. - 2010. - № 3. - С. 325-333.
14. Лучшева Л.В. Историческая память как средство этнической консолидации // Роль конфликтологии в обеспечении сотрудничества государства, бизнеса и гражданского общества, III Международный конгресс конфликтологов, Казань, 23-25 сентября 2010 г. - Т.1.