В статье обоснована структура интеллектуальной компетентности и раскрыто содержание основных компонентов. Представлена модель развития интеллектуальной компетентности. O писаны основные блоки: целевой, содержательный, операционно-процессуальный и оценочно-результативный. В соответствии с моделью разработаны и внедрены подходы к конструированию технологий развития интеллектуальных компетенций в условиях непрерывного профессионального образования.
интеллектуальная компетентность, интеллектуальные компетенции, интеллектуализация профессионального образования, непрерывное профессиональное образование, интеллектуально-развивающее обучение, модель развития интеллектуальной компетентности, технологии развивающего обучения, intellectual competence: intellectual competencies, intellectualization of vocational education, continuing vocational education, intellectual and developmental education, intellectual competence’s development model, developmental education’s technologies
1. Гончарук, Н. П. Интеллектуализация инженерного образования / Н.П.Гончарук. - Казань: РИЦ «Школа», 2008. - 160с.
2. Новиков, А. М. Постиндустриальное образование. / А.М.Новиков. - М.: Эгвес, 2008. - 136с.
3. Субетто, А. И. Компетентностный подход: онтология, эпистемология, системные ограничения, классификация - и его место в системе ноосферного императива в XXI веке /А.И.Субетто - М.: 2007. - 254с.
4. Growth Employment and Competitiveness in a Knowledge Society - the European Case (Экономический рост, занятость и конкурентоспособность в обществе знаний: на примере Европы): темы, открытие для подачи больших научных проектов по разделу 7-й Рамочной программы «Социально-экономические и гуманитарные науки» // [Сайт Европейской Комиссии]. - URL.: http://cordis.Europa.eu/fp7/dc/index.cfm (дата публ. 20.02.2010).
5. Макареня, А. А. Неформальное образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации / А.А.Макареня, Н.Н.Суртаева, Н.Н.Ройтблайт // Человек и образование. - 2011. - №4(29). - С.59-63.
6. Гончарук, Н.П. Развитие интеллектуальной компетентности и профессиональной мобильности научно-педагогических кадров в условиях информационного общества. / Н.П.Гончарук. - Казань: Изд-во МОиН РТ, 2011. - 224с.
7. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация / Дж.Равен. - М., 2002. - 576 с.
8. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. / М.А.Холодная - СПб.: Питер, 2002. - 272с.
9. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005. N 4. С. 23-30
10. Гончарук, Н. П. Интеллектуальные компетенции как основа непрерывного профессионального образования специалистов по направлению подготовки «Химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий»/ Н.П.Гончарук, Е.И.Хромова // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - №8. - С.434-439.
11. Гончарук, Н.П. Формирование профессиональной мобильности будущих инженеров в образовательном процессе вуза./Н.П.Гончарук, Е.И.Хромова // Вестник казанского технологического университета. - 2012. №13. - С.274-279.
12. Sternberg, R. J., & Grigorenko, E. L. (2000): Teaching for successful intelligence. Arlington Heights, IL: Skylight
13. Glaser, R. (1984) Education and thinking: The role of knowledge.// Amer. Psychologist. - V.39 (2). - P.93-104